Кто такие арабы? Ирина Царегородцева рассказывает об их языке, истории и роли племен

Продолжаем публиковать конспекты лекций с non/fiction. В этом выпуске — рассказ научного редактора книги Юджина Рогана «Арабы. История. XVI–XXI вв.» Ирины Царегородцевой.

Арабский язык, который мы учим в университетах, язык СМИ, литературы, официальных отношений между государствами — это мертвый язык, на нем не говорят. Арабы говорят на различных диалектах.

Это как будто мы в России, на Украине, Белоруссии и в других славянских странах используем старославянский язык в качестве языка официального общения. Это грубое сравнение.

Арабы — очень неоднородный мир. Сегодня 22 страны — члены Лиги Арабских государств, но это еще не все: арабские общины есть в Израиле, Турции, Иране, в странах Средней Азии и даже в Латинской Америке. Арабский язык скрепляет страны в силу того, что на нем было ниспослано откровение. Коран — священная книга для большинства арабов, она скрепляет их культурно.

Когда появились арабы? История арабов не ограничивается началом VII века, когда появился ислам, история арабов насчитывает порядка 28 веков. Первые упоминания — в ассирийских источниках IX в. до н. э. Но большую ее часть мы плохо себе представляем, она довольно скудно задокументирована. Многое нам предстоит узнать. С VIII в. н.э. начинается период, о котором уже что-то можно сказать, — это эпоха Аббаситского халифата, когда создается арабская историография.

Почему Юджин Роган начал книгу «Арабы. История» с XVI в.? Исходные точки нового времени в Европе и в истории арабов не совпадают. На Западе это эпоха Просвещения, промышленная революция и т.д. В истории арабов необходимо пользоваться внутренними метриками.

Такой точкой отсчета становится включение большей части арабского мира в Османскую империю. Именно в начале XVI в. османский султан Селим I идет в поход на Юго-Восток и захватывает арабские страны. До этого Османская империя представляла собой территорию Малой Азии и Юго-Восточной Европы. С походами Селима I Османская империя расширяется на Арабский Восток. Незатронутыми остались центр Аравийского полуострова, Марокко, Североафриканские территории османы контролировали в основном в прибрежной полосе. Появляется новое политическое пространство.

Современная арабская история проходит через четыре основных этапа.

Первый — с начало XVI в., когда в арабский мир приходят османы, до середины XIX в. и начала череды реформ, которые называются Танзимат, и арабы становятся включенными в процессы модернизации, европеизации, то что на английском языке называется modernity. Эти реформы начинаются не в Стамбуле, а в одной из провинций — в Египте, когда в начале XIX в. власть в свои руки там берет Мухаммед Али. На его реформы смотрят в Стамбуле и османские власти начинают их копировать и распространять на территории всей империи.

Второй этап: середина XIX в. — середина XX в. Плоды реформ не всегда удачные, далеко не во всем они возымели эффект. Одновременно происходит очень активное знакомство мусульманского мира с европейскими державами, которые приходят в этот регион и устанавливают контроль над рядом сфер деятельности. Идет колониальное освоение арабских провинций Османской империи.

Третий этап — 1967 год. Это шестидневная война, в которой несколько арабских стран проиграли Израилю. Это событие, пользуясь понятийным аппаратом арабов, Роган называет катастрофой. Этот этап заканчивается 1991 годом — крушением двуполярного мира и постепенным вовлечением арабской политики в орбиту однополярного мира во главе с США. По мнению Рогана, этот этап был относительно стабильным и самым успешным для арабского мира: арабы лавировали между двумя полюсами и сохраняли относительную внутреннюю стабильность.

Самый тяжелый период в современной истории арабов, с точки зрения Рогана, — это все, что происходит с 1991 года. Он длится до сих пор. Самые мрачные страницы — американское вторжение в Ирак, активное вмешательство США в политику арабских стран и события Арабской весны.

История племен важна для понимания современных арабов, но далеко не везде. В одних странах племенные отношения играют куда большую роль, чем в других странах. Это Ливия, где мы сегодня наблюдаем политический хаос, Йемен, где происходит примерно то же самое, отчасти Иордания, которой удалось устоять в буре Арабской весны. Но есть страны, где племенной фактор в политической и социальной структуре не играет — это Египет как самый очевидный пример, там деление больше социальное, чем племенное.

Какие арабские фильмы посмотреть? Ливанский режиссер Надин Лабаки: «И куда мы теперь?» — про отношения мусульман и христиан внутри Ливана. «Карамель» — про социо-культурную роль женщин в Ливане. Серия фильмов тунисского режиссера Насера Хемира — «Потерянное ожерелье голубки» и «Дед Азиз» — скорее про культуру, чем про историю. Все эти фильмы есть с российским дубляжом.

Ирина Царегородцева — кандидат исторических наук, доцент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Лекция прошла при участии журналиста Константина Мильчина.

Книга «Арабы. История. XVI–XXI вв.»

Рецензии

Почему Плутон — это новый Марс

Bookmate Journal делится фактами о самой большой карликовой планете в Солнечной системе из нашей книги...

Видео

«С тех пор я лучше сказки не видел»

Правнук Янины Жеймо актер Алексей Костричкин рассказывает о ее мемуарах и фильме «Золушка» «Когда я первый раз смотрел «Золушку», я не мог...