Книжное обозрение: ЧЕЛОВЕК ИЛИ МЕСТО?

Источник рецензии: 
Книжное Обозрение

Летом 1971 года психолог Филип Зимбардо, профессор Стэндфордского университета, построил у себя на работе тюрьму и назначил себя суперинтендантом. Проблем с психикой у профессора не было — ему дали грант на исследование психологии тюремных охранников. Во имя чистоты эксперимента Зимбардо решил смоделировать условную тюрьму — в университетском подвале усилиями студентов-добровольцев, которых случайным образом назначили охранниками или заключенными. Им предстояло на две недели примерить на себя экстремальные социальные роли и продемонстрировать ученым, на что способна в таких условиях человеческая психика.

Эксперимент пришлось прервать на середине. В подвале начался кошмар. Обыкновенные хорошие мальчики, назначенные охранниками, уже через несколько часов «работы» начали проявлять черты матерых садистов. Обыкновенные хорошие мальчики, назначенные заключенными, покорно сносили все их издевательства, подходившие уже к опасному рубежу. Да и профессор Зимбардо уже не мог сказать, что с его психикой все в порядке, — чувство реальности начало ускользать и от него. Вопрос, который можно упрощенно сформулировать так: если поместить хорошего человека в плохое место, кто победит? — получил крайне неутешительный ответ.

Западная психология, придающая столько значения индивидуальному началу в человеке, получила полезный урок: недооценивать власть ситуации, создающей эту ситуацию системы, более чем опасно! «...моральные принципы — это нечто вроде рычага переключения передач, который иногда оказывается в нейтральном положении. И когда это происходит, мораль "отключается". Если при этом "машина" оказалась на склоне, она вместе с водителем покатится вниз. И тогда все зависит от обстоятельств, а не от умений или намерений водителя». Взгляните глазами социолога на самые страшные примеры массовых убийств и пыток - в подавляющем большинстве случаев их осуществляли самые обычные люди. Им просто грамотно объяснили, что это не убийства, а важное государственное дело. А те, кого надо убивать, — условимся, что это вроде как и не люди. А тем, кто колебался, строго напомнили об ответственности перед товарищами. Все чудовищно просто: правильно сложите вместе несколько ситуационных факторов, сочините для человека роль — и она проглотит его.

Прошло много лет. Однажды профессор Зимбардо включил телевизор — и увидел фотографии, на которых происходило мучительно знакомое — люди в форме заставляли голых людей становиться в пирамиды, имитировать половой акт, таскали голых людей на поводках, надевали им на головы женское белье. Практически так же развлекались охранники «Стэндфордской окружной тюрьмы», но то, что видел Зимбардо, было не научным опытом. Это происходило в Ираке, в тюрьме Абу-Грейб, и на фотографиях были не только живые жертвы «развлечений», но и мертвые. Официальной версией властей было — «плохие солдаты», ложка дегтя в бочке американского армейского меда. Потом Зимбардо пригласили в качестве свидетеля-эксперта в деле против старшего сержанта Айвена Фредерика, начальника той самой ночной смены в блоке А1, — и чем больше подробностей о жизни Абу-Грейб он узнавал, тем яснее становилось, что первое впечатление было верным. Солдаты с отвратительных фотографий были совершенно обычными, разве что слишком податливыми людьми. Но когда обыкновенный человек слишком долго работает в ночную смену в постоянно обстреливаемом каменном мешке, где нет ни канализации, ни возможности нормально питаться, спать и отдыхать, всем наплевать на соблюдение элементарных правил пенитенциарного учреждения, система субординации куда-то пропала, а люди из военной разведки постоянно вмешиваются в твою работу и нетонко намекают, что ты должен им немного помочь надавить на этих ублюдков, из-за которых прямо сейчас гибнут наши парни... Тогда он становится обыкновенным чудовищем. К сожалению, люди вообще и власти особенно не любят, чтобы чудовища были обыкновенными. И уж тем более не любят признавать, что сами их создают путем такого банального организационного небрежения. В итоге виновных солдат и офицеров посадили, но с системой ничего делать не стали. Филип Зимбардо пытается объяснить нам то, чего не захотел слушать суд. Американская система противодействия терроризму по степени безумия не просто не уступает той странной искусственной тюрьме в университетском подвале — она ее превосходит. И пока ситуация не изменится, будут новые и новые фотографии с людьми на поводках и трупами.

«Эффект Люцифера» — тяжелое чтение. Зимбардо даже не нужно специально нагнетать эмоции — социальная психология сама по себе мощное лекарство от слишком радужного взгляда на человеческую природу. На первый взгляд эта книга вообще может показаться гимном ужасающей марионеточной сути человека. На самом же деле это очень строгое предупреждение об опасности психологической гордыни — чем сильнее ты переоцениваешь несокрушимость собственного «я» и чем меньше обращаешь внимание на тянущиеся откуда-то коварные ниточки, тем сильнее риск внезапно обнаружить, что ты уже не дома перед телевизором, а с раскрашенным лицом поешь «Бей свинью!». И, разумеется, это книга об ответственности человеческой и государственной. Перефразируя известное высказывание о политике — если мы не будем контролировать общественные ситуации, которые создаем, то очень быстро создадим ситуации, которые будут контролировать нас. Можно ли этому сопротивляться? Разумеется! И в Стэндфордской тюрьме были заключенные-бунтари и хорошие охранники. Зимбардо завершает свою книгу подробными инструкциями по противостоянию власти ситуации и размышлениями о том, что героизм, в сущности, так же «банален» и всегда готов вырваться из нас, как зло. К сожалению, психология героизма, в отличие от психологии зла, пока очень малоизучена...

01.07.2013
Автор рецензий — Оксана Бек

Новости

Открывается новый проект «Альпина.Дома». Встречи с авторами в прямом эфире

06.04.2020, 10:45

Мы открываем новый проект «Альпина.Дома». «Альпина.Дома» — это прямые эфиры с авторами «Альпина нон-фикшн», «Альпина...

Рецензии

Видео

Павел Подкосов рассказывает о главных книжных новинках весны 2020

Главред издательства «Альпина нон-фикшн» Павел Подкосов рассказывает о главных книгах весны 2020.