Раннее развитие по Масару Ибука (Аистенок)

Рецензия к книге: 
После трех уже поздно
Источник рецензии: 
Аистенок

Название книги Масару Ибука «После трех уже поздно»  не просто шокирующий тезис. выдающийся японец, основатель компании «Сони» создал целую программу раннего развития и обучения детей, к тому же основал Ассоциацию раннего развития и, будучи директором организации «Обучение талантов» в Мацумото, дал возможность маленьким японцам учиться по той программе, которую описал в своей книге. Хотя этот человек не является специалистом в теории образования, его подход поражает простотой и новизной одновременно, а тезисы подтверждены множеством примеров из жизни и не требуют дополнительных объяснений.
Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка. По его мнению, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие, они могут освоить это играючи.
Ребенку с самого раннего детства нужны любовь, уважение и благоприятные условия для развития. Когда же должно начинаться развитие и обучение? По мнению Ибука, ни один ребенок не рождается гением, и ни один  дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.
Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер.
Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно,  это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам  80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли». «Если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере».
Цель раннего развития не воспитание гения, единственная цель раннего развития  дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленным и добрым, развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.
Опыт раннего детства прочно отпечатывается в мозгу. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра или землетрясения. Раннее развитие  это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.
Ребенок обладает замечательной образной памятью
В «Ассоциации раннего развития» в качестве эксперимента давали уроки китайской письменности. Трехлетние дети легко запоминали такие сложные китайские иероглифы, как «голубь» или «жираф». Дело в том, что для ребенка, который без особых усилий запоминает даже малейшие изменения в выражении лица, трудные китайские иероглифы  не проблема. В отличие от абстрактных слов, таких, как «девять», он может легко запомнить слова, обозначающие конкретные предметы, такие, как «жираф», «енот», «лиса», как бы трудны они ни были.
Малыши предпочитают классику
На одном из предприятий фирмы «Сони» был организован детский сад. Там провели исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли 2-е место, и на самом последнем месте оказались детские песенки.
Ребенка можно начать учить математике в любом возрасте
Одна из фундаментальных идей математики  теория рядов. Для ребенка логику теории рядов или теории множества понять легко. «Ряд» или «множество»  это просто совокупности предметов с общими качествами. Ребенок знакомится с ними, когда начинает играть с кубиками. Он берет их один за другим, различая по форме: квадратные, треугольные и т.д. Уже в этом возрасте он хорошо понимает, что каждый кубик  это элемент «ряда», и что кучка кубиков  это один ряд, а треугольников  другой. Такая простая идея, что предметы можно сортировать в группы по определенным характеристикам, является главным принципом, который лежит в основе теории рядов.
Ходьба, плавание, скольжение…
Плавание это только один из способов развить способности ребенка: оно улучшает сон, способствует аппетиту, обостряет рефлексы и укрепляет мышцы. То, что младенец может плавать, это всего лишь один факт, подтверждающий безграничные возможности ребенка. Малыш, который делает первые шаги, может в то же самое время научиться кататься на роликах. Ходьба, плавание, скольжение  все это ребенок осваивает играючи, если правильно направлять и поощрять его. Научить ребенка кататься на роликах уже после того, как он научился ходить, чрезвычайно сложно, а примерно в то же время, когда он учится ходить, можно, и через пару месяцев из него получится прекрасный фигурист.
Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации
Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Можно учить ребенка одновременно пяти языкам. Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка. Ребенку в возрасте до 3 лет нетрудно выучить то, что его интересует, и вас не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом.
«Лучшее время»
Каждый год в начале летних каникул родители из разных стран привозят своих детей в скрипичный класс доктора Сузуки. Не нужно объяснять, что никто из них не знает ни слова по-японски. Первыми начинают говорить самые маленькие. Затем дети из младших и средних классов. Самые безнадежные  это их родители. И если многие дети уже через месяц прекрасно говорят по-японски, то родителям необходимы годы, им приходится пользоваться услугами детей в качестве переводчиков.
Американский психолог Макгроу провела эксперимент с двумя близнецами. Она научила их кататься на коньках, когда одному было 11, а другому  22 месяца. Результаты оказались явно различными: ребенок, которого научили раньше, преуспел гораздо больше. По сей день мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, и таким образом упускаем «лучшее время».
Тот факт, что человек не помнит всего, что с ним случилось в раннем детстве, не означает полного забвения. Любое впечатление и любой опыт, полученный в возрасте до 3 лет, становится частью основания сформировавшейся личности.
Что окружает ребенка?
В Японии проводился целый ряд экспериментов с близнецами, которых с самого рождения воспитывали в разных семьях. Исследования показали, что даже близнецы, если они растут в разных условиях и воспитываются разными людьми, будут очень отличаться друг от друга и по характеру, и по способностям.
Эксперименты, проведенные профессором Брунером в Америке, показали, что степень внешнего воздействия той среды, в которой находится маленький ребенок, оказывает заметное влияние на развитие детского интеллекта. Он доказал это следующими исследованиями. Сначала он разделил группу новорожденных детей на 2 части, поместив одних в условия, совершенно лишенные стимуляторов – комнату с белыми потолками и стенами, изолированную от внешних шумов, а других – в комнату с яркими цветастыми обоями, цветным потолком, пестрыми одеялами, где через окно было видно, как работают врачи и медсестры. Здесь даже играла музыка.
Обе группы воспитывались в разных условиях несколько месяцев, после чего были проведены тесты на определение интеллектуального развития. Каждому ребенку предлагался блестящий предмет, и по времени, которое ему требовалось, чтобы добраться до этого предмета, определялся уровень его развития. Результаты показали четкие различия: уровень интеллекта у детей, которые находились в пустой, голой комнате отставал на три месяца от уровня интеллекта детей из комнаты со стимулирующим окружением. Это 3-месячное отставание именно на этой стадии очень существенно, так как считается, что умственное развитие ребенка от рождения до 3 лет по своим возможностям аналогично разлитию от 4 до 17 лет.
Что полезно малышу?
Готовых рецептов обучения младенцев нетлюбая мама может принять свое решение и принять или отвергнуть тот или иной совет в соответствии с определенным характером или ступенью развития ребенка. Но если мама считает, что что-то хорошо для ее чада, нужно дать ему это без промедления. Совсем необязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию вашего ребенка. Самое лучшее для начала - это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома. Помните, детям передается нервозность и отчуждение.
Несколько конкретных советов, которые дает Масару Ибука:
Почаще берите ребенка на руки.
Не бойтесь брать ребенка с собой в постель, используйте это время для общения, например, пойте песенки.
Никогда не игнорируйте плач ребенка: игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.
Отец должен чаще общаться со своим ребенком.
Чем больше в семье детей, тем лучше они общаются друг с другом. Общение детей между собой надо поощрять.
Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка.
Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других.

Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
Интересное дети считают правильным, а неинтересное – неправильным: учеба должна сочетаться с удовольствием, и тогда мы сделаем большие успехи. Лучший способ стимулировать интерес ребенка – повторение. Трехмесячный ребенок может запомнить сложное музыкальное произведение, если его проиграть ему несколько раз подряд. Способность младенца к усвоению информации огромна.
Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.
Разучивайте с ним стихи и позвольте с рождения слушать музыку. Музыка способствует правильному формированию характера и лучше всего усваивается в раннем возрасте. А игра на скрипке формирует черты лидера.
Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше.
Стандартная бумага для рисования – стандартный человек, поэтому давайте ему нестандартные листы.
Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка.
Развивайте воображение. Взрослый рисует чайник, а ребенок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом. Взрослый может укорить ребенка: «Не говори глупостей, это чайник». Такой ответ будет ошибкой, и он равносилен уничтожению бутона, уже готового распуститься. Книжки существуют не только для чтения, а кубики не только для строительства.
Тренируйте левую руку так же, как правую.
Физически развивайте ребенка. Чем раньше начать занятия спортом тем лучше результаты.
Играйте с ребенком в ролевые игры.
Развивайте у ребенка интуицию (шестое чувство).
Учитесь у своего ребенка.
Не насилуйте волю малыша.
Чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя.
Пусть ваш ребенок будет лучше вас. «Ученик превзошел учителя» – это должна быть основная цель воспитания.
http://aistenok.ru/postdetail.php?ID=36036

Новости

В ноябре в издательстве «Альпина нон-фикшн» выйдут книги новой серии «История»

11.10.2019, 14:16

В ноябре в «Альпине нон-фикшн» выйдут книги новой серии «История». Это исторические бестселлеры, представленные в новом формате с...

Рецензии

Laba.Media публикует рецензию на книгу "Кривое зеркало жизни. Главные мифы о раке, и что современная наука думает о них"

Война с раком - это именно война, с потерями и победами. И она требует мобилизации больших ресурсов, потому что враг очень силен....