Ъ-Секрет фирмы: Успех на потоке

Источник рецензии: 
Ъ-Секрет фирмы

Если человек постоянно думает о накоплении, власть над ним захватывают либо беспокойство, либо скука, уверен профессор психологии Claremont Graduate University Михай Чиксентмихайи.

Текст: Дмитрий Лисицин

Профессор Михай Чиксентмихайи — претендент на открытие универсальной формулы успеха.

В 1990-е годы он прославился своей "теорией потока". Согласно ей, путь к высоким результатам лежит через достижение особого психического состояния. В нем человек ощущает самого себя и деятельность, которой он занят, как единое целое. "Музыкант не слышит музыки, а тонет в ней, ощущает, что сам является ею",— поясняет психолог. В состоянии потока люди максимально концентрируются на работе и получают от нее огромное удовольствие.

Поток не всегда настигает нас внезапно. Чиксентмихайи считает, что этого состояния можно достичь, сосредоточившись на той деятельности, которая вам больше всего нравится. "Секрету фирмы" психолог рассказал, почему входить в поток должны не только музыканты, но и бизнесмены.

"СЕКРЕТ ФИРМЫ": Каким образом вхождение в состояние потока обеспечивает результат? Являются высшие силы и помогают? Это мистика?

МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ: Нет, эволюция. Поток — это инструмент в борьбе за выживание, помогающий людям использовать свои возможности по максимуму.

Что вообще мешает нам задействовать все силы, которые у нас есть? Тот факт, что мы слишком много времени проводим, переживая одно из двух состояний: либо возбуждение, либо скуку. Человек, которому скучно, просто ничего не делает, поэтому он не способен рождать новые идеи. Тот, кто находится в возбуждении, наоборот, совершает слишком много лишних действий, отнимающих у него время и силы. Вход в потоковое состояние предполагает максимальную концентрацию внимания на том, что ты делаешь. Поэтому, будучи в потоке, человек, с одной стороны, не впадает в бездействие, с другой — не позволяет себе лишней активности. Очевидно, что он имеет больше шансов в борьбе за существование, чем его конкурент, который постоянно испытывает скуку или находится в возбуждении.

СФ: Обязательно ли, чтобы достичь высоких результатов, испытывать удовольствие от работы?

МЧ: Причина все в той же эволюции. Те, кто испытывают удовольствие, действуя на 100% своих возможностей, имеют конкурентное преимущество перед теми, кто просто терпит скуку. Кстати, по этой же причине мы наслаждаемся едой и сексом. Если бы эти вещи нам не нравились, то все люди просто исчезли бы из этого мира.

СФ: Почему вы уверены, что теория потока применима к бизнесу, где результат часто определяется банальной случайностью?

МЧ: Бизнесу не уйти от законов эволюции. Едва ли кто-то сейчас может позавидовать жизни рабочих General Motors. Сотрудники японских автоконцернов, несмотря на кризис, находятся в гораздо лучшем положении. Почему? Потому что таков результат эволюционного выбора! Просто японские компании в гораздо большей степени ориентировались на поток, нежели их американские конкуренты. Предприниматели из Японии мечтали организовать рабочие места таким образом, чтобы инженеры могли работать с наибольшей отдачей.

СФ: Я приведу пример ситуации, где ваша теория не работает. Известно, что первопроходцы, создающие революционные ИТ-продукты, испытывают колоссальное удовлетворение от своей работы. Однако в конкуренции, как правило, побеждают скучные second-movers.

МЧ: Не такие уж они и скучные. Возьмите Apple. Некогда эта фирма выигрывала за счет технических характеристик своих компьютеров, сейчас их основное конкурентное преимущество — дизайн. Однако глава компании Стив Джобс продолжает наслаждаться своей работой и быть в потоке. Я не думаю, что первопроходцы проигрывают из-за того, что слишком часто находятся в потоке. Более вероятная причина их неудач в том, что когда бизнес переходит на новую ступень развития, они из него выпадают.

Выигрывают те организации, чьи руководители сохраняют способность быть в потоке в течение длительного времени. Например, в чем секрет долголетия католической церкви? Она неоднократно переживала периоды деградации, когда священники напивались прямо во время служб. Однако всякий раз находились люди, которые возвращали церковь в правильное состояние: Аврелий Августин, св. Бенедикт, св. Франциск Ассизский, св. Доминик и т. д. Нечто подобное мы наблюдаем и в компаниях.

СФ В чем смысл того, что сейчас происходит с бизнесом? Мы выпали из потока?

МЧ: Я не думаю, что с помощью идеи потока можно объяснить все что угодно. Но у нынешнего кризиса, вероятно, есть и психологические корни. Кажется, экономический спад произошел потому, что материальное потребление стало играть слишком большую роль в жизни людей.

СФ: Разве потребление — это не двигатель экономики?

МЧ: Потребительская активность — небольшая часть нашей жизни. При всем желании невозможно находиться в супермаркете сутками напролет. Кроме того, потребление дает нам лишь краткосрочные стимулы для действия — радость от новой покупки, увы, длится недолго. Поэтому, если человек постоянно думает о материальном накоплении, власть над ним захватывают либо беспокойство, либо скука. А это значит, что хорошо работать такой человек не будет.

Я считаю, что, поставив потребление во главу угла, люди потеряли концентрацию на работе. В результате этого мы получили падение производительности труда.

СФ: И как заставить ее расти снова?

МЧ: Нужно сделать так, чтобы работа приносила людям краткосрочное и долгосрочное удовлетворение одновременно. Абсолютное большинство из нас вынуждено заниматься ею в течение почти всей своей жизни. Так почему бы не убедить себя в том, что работа — это не просто способ зарабатывания денег, а средство личностного роста. Давайте получать удовольствие от развития своих навыков! Давайте жить и работать в потоке!

Новости

В ноябре в издательстве «Альпина нон-фикшн» выйдут книги новой серии «История»

11.10.2019, 14:16

В ноябре в «Альпине нон-фикшн» выйдут книги новой серии «История». Это исторические бестселлеры, представленные в новом формате с...

Рецензии

Laba.Media публикует рецензию на книгу "Кривое зеркало жизни. Главные мифы о раке, и что современная наука думает о них"

Война с раком - это именно война, с потерями и победами. И она требует мобилизации больших ресурсов, потому что враг очень силен....