Юные да ранние (Собеседник)

Рецензия к книге: 
После трех уже поздно
Источник рецензии: 
Собеседник

, 19.02.2014

Можно ли навредить ребенку, поторопив его в развитии

Любой родитель считает своего ребенка самым-самым, но многим хочется еще и убедить в этом окружающих. В помощь тем, кто мечтает вырастить если не вундеркинда, то хотя бы primus inter pares (первого среди равных) - масса разнообразных методик раннего развития, изучать которые современные родители начинают сразу после роддома, а то и раньше.

Считать в 2, читать в 3, английский как родной, Нобелевка в перспективе - все это, по мнению сторонников раннего развития, вполне возможно, если времени не терять и взять на вооружение какую-нибудь спецметодику. Ниже - самые популярные.

Гленн Доман

Американский врач Гленн Доман считает, что развивать ребенка нужно как можно раньше - учить ' читать, например, . уже с 3 месяцев. Его система основана на использовании карточек. Например, при обучении чтению ребенку показывают карточку с целым словом, без предварительного разучивания букв и слогов. Карточки показываются быстро, блоками, несколько раз в день, написанное озвучивает взрослый. Чем интенсивнее будет обучение, считает Доман, тем лучше.

За что критикуют: за искусственность методики. Доман выступает за чистую подачу информации, без танцев с бубнами и игровой составляющей, хотя важность игры подчеркивают все детские специалисты. Впрочем, никто не мешает родителям сочетать одно с другим. Домановский принцип "чем больше, тем лучше" детские неврологи тоже не разделяют.

Сесиль Лупан

Подход Сесиль Лупан, изложенный в книге "Поверь в I свое дитя", - та же I методика Домана, только адаптированная к жизни и I дополненная собственными находками. По сути,

Лупан откорректировала то, за что Домана отчаянно критикуют. Главные принципы - все через игру, не давить опекой и любовью, прислушиваться к интересам ребенка.

За что критикуют: за то, что Лупан, напирая на интеллектуальное развитие, забыла о социализации.

Масару Ибука

Вообще-то японец Масару Ибука был инженером, в 1946 году вместе с физиком Акио Моритой создал корпорацию Sony. В 1971 году он на-

писал книгу "После трех уже поздно". Основываясь на своем отцовском опыте, Ибука объяснил, что удивительная способность ребенка быстро всему

учиться - штука скоротечная и надо успеть вложить в него все самое важное до 3 лет. Многие теории Ибуки для 70-х годов

были новаторскими, а сегодня считаются общепринятыми - например не заставлять есть (это формирует отвращение к еде), организовывать режим дня, играть в ролевые игры и пр. За что критикуют: за непонятно на чем основанный радикализм. Например, Ибука утверждал, что приучать детей к дисциплине нужно прямо на первом году жизни - "после трех уже поздно". Он же допускал и физические наказания в том возрасте, когда ребенок еще не считает это оскорблением.

Мария Монтессори

Системе больше 100 лет, и сейчас, судя по количеству Монтессори-садиков, она переживает очередное рождение. Пересыпание круп, рисование пальцами, пирамидки - родом из системы Монтессори. По мнению автора методики, для развития ребенка важно, чтобы он рос в подготовленной среде. В определенные моменты у него происходят всплески восприимчивости, и если их пропустить, обучение простым вещам будет даваться намного труднее.

За что критикуют: считается, что Монтессори-среда - это искусственный мир, а ребенок должен развиваться в естественных условиях. Игрушкам и сказкам Монтессори почти не уделяла внимания, считая их ненужными. Методика изначально была рассчитана на детей с отклонениями в умственном развитии, поэтому один из распространенных аргументов против - что обычному ребенку все это не нужно.

Полосу подготовила Алина Савельева.

Спешка родителей мешает... развиваться?

Казалось бы, методики раннего развития - штука сугубо положительная. Ну а что может быть плохого? Как минимум все они подразумевают занятия с ребенком, что уже хорошо. Однако многие детские психологи, соглашаясь с деталями той или иной системы, предупреждают: не надо бежать впереди паровоза. С ними соглашаются и детские неврологи. Объяснить, в чем тут подвох, мы попросили доктора медицинских наук, нейрофизиолога Валерия Голубева, члена экспертного совета Ассоциации междисциплинарной медицины и проекта "Экология мозга":

- Разумеется, развитием ребенка нужно заниматься. Однако оно должно согласовываться с этапами созревания мозга. Их три. До 3 лет формируется первый функциональный блок мозга - структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное

и познавательное состояние ребенка. С 3 до 7-8 лет созревает второй блок, управляющий восприятием - зрительным, вкусовым, слуховым, кинестетическим и т.д. С 7-8 до 12-15 лет - третий блок развития, который организует сознательную психическую деятельность. Попытки перепрыгнуть этап, стимулирование и опережение развития приводят к искажению естественного развития. Реакция на раннее обучение спустя годы может вылиться в неврозы, навязчивые движения, заикание, нарушения речи. К тому же сильное умственное напряжение в раннем возрасте вызывает чрезмерный приток крови к коре головного мозга, что обедняет кровоснабжение центров дыхания и пищеварения. Как следствие - спазмы сосудов, которые в свою очередь порождают целый букет заболеваний.

/как было у нас?

Анастасия, мама 5-летней Кати:

-Учить Катю буквам и цифрам я начала еще на первом году, когда она и "мама"-то не могла сказать. В 1 год мы пошли на развивалки по Монтессори. Когда наступила зима, дочка стала болеть, и мы решили сделать перерыв.Тем временем я несколько остыла. Мы много читали, играли, как-то Катя сама начала интересоваться цифрами, спрашивать, где какие буквы. А потом я в парке услышала разговор мам. Одна 1 рассказывала другой, что у них в группе дети настолько развитые, что в 2 года уже считают до 10, а в 2,5 знают алфавит. Забавно, но это знала и Катя. Так что же тут раннего? Мне вообще кажется, что мода на раннее развитие - это не столько про детей, сколько про родителей: им хочется, чтобы их ребенок был не просто умным, развитым и талантливым, а чтобы был i'.; лучше других.

Новости

В ноябре в издательстве «Альпина нон-фикшн» выйдут книги новой серии «История»

11.10.2019, 14:16

В ноябре в «Альпине нон-фикшн» выйдут книги новой серии «История». Это исторические бестселлеры, представленные в новом формате с...

Рецензии

Laba.Media публикует рецензию на книгу "Кривое зеркало жизни. Главные мифы о раке, и что современная наука думает о них"

Война с раком - это именно война, с потерями и победами. И она требует мобилизации больших ресурсов, потому что враг очень силен....